Кирсановский Успенский собор |
История - История Кирсанова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31.08.2011 09:25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Старожилы города с грустью вспоминают о том, что на месте, которое сейчас находится между Центром досуга "Золотой витязь" и новым многоэтажным домом, расположенным на углу улиц Рабоче-Крестьянская и Красноармейская, раньше возвышался Успенский собор. В 2000 году здесь был установлен закладной камень, а через несколько лет начались строительные работы по возведению нового собора. Многих кирсановцев интересует, что же это был за памятник архитектуры и как он исчез с лица земли? "От подъема в город мимо станции идет главная и почти единственная улица Кирсанова с собором...",- писал в 1869 году один путешественник. Величественная громада- Успенский собор был главным архитектурным памятником Кирсанова. Каменное здание построили в 1820 году при самом активном участии протоиерея Василия Трескина. Раньше на этом месте стоял другой храм: перевезенная из города Керенска деревянная церковь, сгоревший в 1774 году. С 30-х годов 19 века роль местного купечества в деле строительства храмов была преобладающей. Наиболее активными здесь были купцы В. С. Сосульников и Ф. Зотов, между которыми даже существовало некоторое соперничество. Так, прихожане собора во главе с Зотовым, который был к тому же соборным церковным старостой, подали в 1860 году в Духовную Консисторию прошение о расширении трапезной при соборе. В 1851-1852 гг. рядом с Успенским собором, в многолюдном месте- на базарной площади- купец В. С. Сосульников возвел каменную Ильинскую церковь с приделами в честь святых Митрофания Воронежского и Василия Великого. Не все современники одобряли это строительство, указывая на недостатки: "Во-первых, тесна, во-вторых, темна, в-третьих, сыра". Причина - "от дурных материалов, из коих она устроена Сосульниковым". Однако, в отличие от собора, храм этот отапливался, и здесь совершали богослужение зимой. Сосульников "с приближенными к нему людьми просит разрешить расширить Ильинскую церковь, пристроив часовню и богадельню, открыв отдельный приход". Начальство разрешило Зотову расширить трапезную (все работы закончились к 1862 году), а в перестройке Ильинской церкви отказало. Однако приход Ильинской церкви был открыт. Во второй половине XIX в. горожане решили обновить Успенский собор. Оплаченные купцом Н. В. Апоницким работы завершились к 1885 году. Обновленный храм освятил тамбовский епископ Виталий (Иосифов).
Собор впечатлял своими размерами. К пятиглавой церкви, с главным престолом Успения Божией Матери и приделами в честь святителя Николая и Архистратига Божия Михаила, примыкала трапезная. В ней также было два престола: иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" и праведного Симеона Богоприимца. Одной из главных святынь собора была икона Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”, привезенная из г.Керенска вместе с купленной там деревянной Успенской церковью. Она все время пребывала в ней. Первые известия об этой иконе относятся к 1800 году. 18 марта в церковь с целью ограбления проник мещанин Петр Курилов. Когда грабитель набрал множество церковных вещей, взор его упал на икону Скорбящей Божией Матери. Увидев на главе Богородицы серебряный венец, он протянул к нему руку, но тут же получил несколько сильных ударов и неведомой силой был отброшен от святыни. Сильно испугавшись, вор бросил всю добычу и убежал. Со временем икона преображалась и становилась все краше. Так однажды, один кирсановский горожанин, пораженный неизлечимой болезнью, обратился с мольбой к Богородице перед этой иконой. После того, как отслужили молебен, он почувствовал, что исцелен. В благодарность за эту помощь исцелившийся обложил икону серебряной ризой в золотых венцах. И еще не раз жители получали помощь через чтимую икону Богородицы. На высокой трехъярусной колокольне размещалось девять колоколов, звон которых разносился на многие версты от города. На Пасху разрешалось звонить в колокола, но язык громадного центрального колокола был настолько тяжел, что его трудно было раскачать. Под этим колоколом свободно размещалось 5-6 человек. Внутри собор "весь горел золотом", а 112 окон позволяли свету заполнить все пространство храма, вмешавшего до 5000 человек. Отапливался храм двумя печами. Содержался за счет приношений прихожан и от доходов, которые давала гостиница, два магазина, две лавки, чайная и булочная. Все 70 лет своего существования коммунистическая власть, осуществляя борьбу с религией, ведя антирелигиозную пропаганду, заявляла, что в новом советском обществе религия отомрет сама собой, благодаря просвещению и распространению передовых знаний о мире и человеке. Однако с самого начала и до ее последних дней, власть была вынуждена оказывать различные формы внешнего давления и преследования по отношению к религиозным организациям, стремясь к их полному уничтожению. Именно в это время по стране прокатилась волна варварского разрушения культовых зданий. Под знаменем борьбы с религией уничтожались памятники архитектуры, сжигались бесценные произведения иконописи, церковные книги. Не избежали такой участи и церкви Кирсанова. С ужасом и болью в сердце смотрели люди, как растесывали кирпич амбразуры верхнего яруса Успенского собора, чтобы протолкнуть через проем и сбросить колокол. На мелкие куски раскололся при падении на каменные плиты этот громадный колокол, мощный голос которого много десятилетий звучал над городом и его окрестностями. Службы в городском соборе прекратились в 1930 году. Но он еще долгое время использовался как склад и зернохранилище, а во время войны в соборе располагался военный склад. Ильинскую церковь разрушили в 1937 году. Очень символично, что кирпич использовали на постамент памятника В. И. Ленину, который сначала располагался в центре нынешнего мемориала, посвященного павшим землякам в годы Великой Отечественной войны, а сейчас перенесен к зданию администрации города. Успенский собор в 1947 году был огорожен грубым забором из досок, в нем располагалась автоколонна. Потом для создания лесозащитной станции потребовался кирпич. Есть сведения о том, что местные коммунистические власти, пытаясь убедить Москву в недолговечности собора, сделали фотографии собора с нарисованными черными полосами. Была сфабрикована фотография, где на стене была видна трещина. "Аварийность" таким образом, была доказана. И хотя здание было в прекрасном состоянии, и сносу не подлежало, по разрешению вышестоящего начальства в 1950 году собор был взорван. Ни одного целого кирпича от него не осталось. Получившийся щебень использовали для трамбовки площадки автоколонны. Наши современники могут представить внешний облик храма только по фотографиям и рассказам очевидцев. Житель города Ю. П. Медведев вспоминает: Рядом с руинами собора устроили пионерский сквер, который долгое время служил местом отдыха горожан. Сейчас здесь построен многоэтажный дом. Долгое время была целая сторожка, примыкавшая к собору. В ней помещался районный Дом пионеров, но потом и его разрушили. Мы, мальчишки, в те годы часто бегали по развалинам собора, находили там медные монеты, лазали в подземный ход. Конечно, тогда о том, что был стерт с лица земля один из лучших в Кирсанове не только исторический, но и культурный памятник, мы не думали. Из воспоминаний бывшего сотрудника Кирсановского краеведческого музея Т. С. Перебора: "Строился собор по чертежам знаменитого архитектора Растрелли. Стоял он на самом высоком месте Кирсанова». Многие годы, являлся хорошим другом музея Игорь Леонидович Солнцев. По своей памяти и фотографии он воссоздал макет Успенского собора из спичек. Его изделие до сих пор хранится и радует глаз посетителей музея. А с каким интересом, еще при жизни, он рассказывал о своем мастерстве, о том, как по памяти воспроизводил внутренний и внешний облик храма! Более качественная фотография Успенского Собора и Ильинской церкви. Н. Захарова,
|