Особая роль в развитии города принадлежит кирсановским купцам. Они заботились не только об украшении и благосостоянии города, но и активно занимались попечительской деятельностью и храмостроительством.
Особенно знамениты две фамилии: Ф. Зотов и С. Сосульников. Ф. Зотов перестроил Никольскую церковь в 1832 году, в 1832-1839 годах и кладбищенскую церковь, престол которой был освящен во имя святых бессребренников Косьмы и Дамиана, и церковь стала называться Космодамиановской.
В том же 1839 году она была расписана мастерами живописи при участии академика Афанасия Дмитриевича Надеждина. Сам купец Ф. Зотов был церковным старостой собора.
В 1903 году на средства московской купчихи Крыловой церковь основательно отремонтировали. Был поставлен новый иконостас, стены расписаны живописью. А в 1913 году, благодаря кирсановским купцам Якову Попову и Алексею Федорову, в этой церкви переклали церковные печи и перестелили полы.
Купец второй гильдии Сосульников Василий Степанович основал в Кирсанове богодельню для пожилых людей, которая носила его имя. В 1840 году во время голода он продавал муку в половину цены, в 1844 году по случаю неурожая в течение 4 месяцев безвозмездно снабжал 100 беднейших горожан по 30 фунтов муки, 100 гарнцев (русская единица измерения объема сыпучих тел (ржи, крупы, муки и т. п.), равная 1/8 четверика (3,2798 литра) круп в месяц. Помогал погорельцам после пожара в городе в 1847 году.
Дело Василия Степановича Сосульникова продолжил его сын - Семен Васильевич. Он принимал самое активное участие в строительстве Ильинской церкви, а также являлся одним из главных жертвователей, когда основывался Оржевский женский монастырь.
Были и другие кирсановские благотворители: Почетный гражданин города Москалев Федор Сергеевич основал в 1898 году "Общество помощи бедным". Оно объединило усилия всех богатых людей города в благотворительности.
Устав Общества так определял его цели: "Доставление средств к улучшению материального и нравственного состояния бедных г. Кирсанова без различия пола, возраста, звания, вероисповедания", а также потомственный почетный гражданин, Сергей Иванович Москалев, в 1908 году расширил, отремонтировал и сделал теплой, построив 4 голландские печи, главную церковь Тихвинского монастыря.
В начале 20 века кирсановская купчиха Софья Андреевна Ширяева каждый день, после утреннего церковного богослужения, кормила у себя около 20 нищих, одевала и обувала тех из них, у которых ничего не было.
У Самой Софьи Андреевны было 10 сыновей и 3 дочери. Несмотря на свое богатство, она одевалась очень скромно. В небольшом городе ее все знали и уважали за большое милосердие.
Местные купцы, по свидетельству художника А. М. Герасимова, описавшего быт козловских купцов, значительно разнились с типами московских купцов Островского.
Эта разница заключалась в том, что в местных трактирах не только не было открытых кутежей, но даже никому в голову не приходило спросить на стол водки или пива.
Это не значит, конечно, что среди торгового класса не было любителей выпить, но делали они это где-нибудь в задней комнате трактира, втихую. Показаться пьяным в общем зале значило потерять кредит и клиентуру.
Обычная ожеда купца - это пиджак, жилет и брюки, заправленные в голенище сапог. Зимой меховая поддевка, подпоясанная разноцветным кушаком, а в морозы сверху надевался еще тулуп. Кто был побогаче, у того на плечах лисья шуба, кто победнее - довольствовался овчиной.
Редко кто из купцов брил бороду. Почти все стриглись под скобку (стричься отрубом на лбу и другим отрубом под ухо вокруг головы), но в манере держать себя, в нравах замечалось некоторое различие: например, в трактирах, где собирались прасолы (торговцы скотом) и мясники, всегда было очень шумно: сказывалась привычка совершать сделки под рев быков и ржанье лошадей, мычанье коров и прочей живности.
В трактирах, где собирались ссыпщики хлеба, тоже было шумно, но там, где проходили оптовые сделки (а для этого существовал отдельный трактир), весь разговор велся тихо и степенно.
По благословению Епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия священник Димитрий (Пимкин) занимается восстановительными работами Тихвинского храма города Кирсанова.
В настоящее время изготовлен проект реконструкции этого храма.
Все желающие оказать посильную помощь в восстановлении Тихвинского храма могут обратиться по телефону: 89158615848.
Н. Захарова,
научный сотрудник
Кирсановского музея.
|