В 2013 году в школе № 1 города Кирсанова школа-лаборатория инновационного развития работает по проблеме: "Формирование гражданской идентичности личности в условиях социокультурной среды".
В целях тиражирования лучших образовательных практик здесь состоялся региональный семинар, на котором присутствовали Н. Н. Шарандина, начальник инновационного отдела областного института повышения квалификации работников образования, и М. Г. Малашонок, специалист областного института повышения квалификации.
На семинаре присутствовали и гости: начальник управления образования администрации города Кирсанова Щербинина, заведующие детскими садами города, руководители структурных подразделений.
Работу семинара открыл директор школы Н. Н. Егоров, предоставив слово одному из руководителей проекта - заместителю директора по воспитательной работе Г. Д. Кондраковой, которая рассказала об актуальности проблемы, а также о цели, задачах и направлениях их реализации.
- Формирование гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса, - сказала Галина Дмитриевна.
- В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности.
Госстандарт нового поколения предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности "Ценностям, закрепленным в Конституции РФ, а с другой стороны - системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
В этой связи одной из важных социально-педагогических проблем является проблема формирования гражданской идентичности обучающихся.
Можно выделить основные качества составляющие гражданственность: патриотизм, законопослушность, доверие к государственной власти, ответственность за поступки, добросовестность, дисциплинированность, чувства собственного достоинства, внутренняя свобода, уважение к согражданам, социальная ответственность, активная гражданская позиция, гармоничное сочетание патриотических, национальных, интернациональных чувств.
Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентации.
Новая социальная ситуация развития подростков приводит к значительным трудностям в формирований гражданской позиции, поэтому переход к новой стратегии воспитания - социальности, конструирования гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности, актуальна.
Формирование гражданской идентичности - сложный процесс. Для достижения результата актуально применение методов и форм деятельностного подхода в обучении.
И главное здесь - это деятельность самих обучающихся, участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций, выполнение норм и требований школьной жизни, умение вести диалог, участие в общественной жизни, умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
В ходе своего доклада, Г. Д. Кондракова рассказала о том, как происходит формирование гражданской идентичности личности в городской школе №1. А происходит это через воспитательную программу "Будущее начинается сегодня", связь с социальными партнерами, программу "Юные патриоты России".
Поделилась докладчик и достижениями обучающихся, а также рассказала об ожидаемых результатах эксперимента.
Продолжился семинар проведением открытых уроков и классных часов, защитой проектов и заседанием кружков. И программа была весьма насыщенной.
Учитель русского языка и литературы В. Н. Думенко представила защиту проекта "В начале было слово", учитель русского языка и литературы Т. О. Желябовская и учитель истории Е. Н. Гусакова провели интегрированный урок "Правда о войне в истории и литературе".
Учитель начальных классов О. А. Захарова защищала экологический проект "Охрана природы зимой", интегрированные урок "Спешите делать добро" провели учителя Е. В, Ульянова и Г. А. Дебеляк, "Умножение многочлена на многочлен" - так назывался открытый урок учителя математики Л. В. Гамовой, заседание кружка "Проект" прошло под руководством учителей И. Ю. Титовой и Н. А. Болдыревой.
Классный час "От героев былых времен" провела учитель начальных классов Н. А. Думчева, заседание кружка "Юный краевед" прошло в краеведческом музее, его провела учитель истории Н. А. Захарова.
Не обошлось в этот день и без спортивной работы. "Служу России!" - так назывался школьный этап областной военно-спортивной игры "Зарница", который провел педагог-организатор ОБЖ В. Г. Верещагин.
Завершила череду прошедших мероприятий, в рамках работы областной экспериментальной площадки, литературно-музыкальная композиция "Помни и гордись: наша Победа - это ваша жизнь!", которую провела заместитель директора по воспитательной работе Г. Д. Кондракова.
Подводя итоги областного семинара, гостями была дана высокая оценка прошедшим открытым урокам и мероприятиям, состоявшимся в его рамках, а также работе Школы-лаборатории областной опытно-экпериментальной площадки.
Елена Ильина.
| < Предыдущая | Следующая > |
|---|
