Нужна ли детям наша помощь |
Город Кирсанов - Из первых рук | |||
24.12.2010 20:30 | |||
Нужно ли адаптировать детей с ограниченными возможностями к социальной жизни? Специалисты в один голос твердо заявляют: нужно. Независимо от своего состояния здоровья, рождаются они свободными и равными в своих правах, в своем достоинстве и ценности своей личности. Внимание к разрешению проблем таких семей сегодня как никогда особое. О комплексе работ, проводимых в этом направлении, и не только, мы беседуем с Ольгой Васильевной Гололобовой, директором Кирсановской школы- интерната. - Думаю, что общество должно иметь правильное восприятие детей с ограниченными возможностями, протягивать им своевременно руку помощи, помогать. Это ведь его будущие полноправные члены, к которым нужно относиться с уважением. - Верно. Вот поэтому три года назад на базе школы был открыт центр по профилактике социального сиротства и развития семейных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В центре созданы две службы: раннего выявления семей, нуждающихся в социально- педагогической помощи, и по развитию семейных форм устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - Болезнь ребенка- это не только страдания его самого. Вместе с ним борются, любят, переживают и близкие ему люди. Поэтому хотелось бы поговорить о поддержке семей, где воспитываются дети с ограниченными возможностями. - Конечно, трудно в такой ситуации и родителям, и детям. Несмотря на то, что ребенок является физически неполноценным, он не должен себя считать в чем-то ущемленным. Но начну издалека. В этом году направления нашего центра расширены в связи с тем, что мы начали реализовывать комплексную целевую программу Тамбовской области "Право ребенка на семью". В рамках нее начали работу с детьми с ограниченными возможностями. Здесь мы занимаемся конкретно внедрением СВR-технологий. Это комплекс мероприятий, в которых мы обучаем родителей тому, чтобы они приспособили детей к обществу. Зачастую родители хотят помочь своим детям, выполняя за них ежедневно все то, в чем дети должны сами развиваться. Это не правильно. Родители обязаны учить самостоятельности, а не наоборот. Задача нашего домашнего визитирования (рассчитано оно только на тех, кто не обладает самостоятельностью) не просто дать образование, а развить навыки самообслуживания и адаптации к жизни. - Ольга Васильевна, получается, что вы работаете непосредственно с родителями, а не с детьми? - Верно. К каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, прикреплен специалист- координатор, который и работает с семьей. Координатор определяет семейного тренера (это тот человек, который большую часть времени проводит с ребенком). Он помогает семейному тренеру выбирать те ежедневные действия и занятия, которые ребенок должен выполнять, тренируя необходимый навык. Семей, с которыми мы работаем,- 16. Посещаем их раз в неделю. Время визита ограничено часом, но на деле выходит все- таки по- разному. Если ребенок активен, занятия продолжаются, если же видим, что устал, - сокращаем Координаторы ежемесячно составляют план работы с семьей. В конце месяца анализируем, смотрим, что у ребенка уже получается, а над чем нужно еще поработать. Разумеется, такая работа не приносит быстрого результата. А для приобретения нужного обучающего материала и развивающих игр, в рамках программы выделяются денежные средства. - Всего добиться сразу, наверное, невозможно, но не зря говорится: учиться и еще раз учиться. Как проводите адаптацию, "знакомство" детей с социальной жизнью? - Работа в плане "знакомства" у нас началась совсем недавно: в ноябре. В начале месяца мы уже возили эти семьи по святым местам области. Побывали в Сосновском и Моршанском районах, в Мамонтовой пустыни. 12 ноября совместно с центром досуга в кафе "Микс" была организована развлекательная программа и сладкий стол для детей этой категории и их родителей. 27 ноября возили детей в бассейн спорткомплекса "Антей" г. Тамбова, 28 ноября- в цирк- шапито "Трюк", 4 декабря дети побывали на театрализованном представлении в кирсановском "Золотом витязе". На этом мы не остановимся. В ближайшее время планируем поездку в областной драмтеатр. Отмечу, что в этом направлении работаем еще и с замещающими семьями. Приемные дети и их родители посещали аналогичные мероприятия. - В разговоре вы коснулись замещающих семей. С этой категорией ведутся такие же большие работы? - Работа с замещающими семьями у нас запланирована в рамках реализации вышеназванной областной программы. Но наш центр изначально создавался для того, чтобы помогать этим семьям, оказывать психологическую поддержку, выяснять уровень комфортности пребывания в замещающей семье ребенку, помогать в решении вопросов воспитания и т. д. Сейчас мы имеем возможность помочь членам замещающей семьи почувствовать себя как-то ближе друг к другу, организовывая для них совместный досуг. Приемные родители довольны: у них ведь нет ни времени, ни возможностей на отдых. Говорят, что ощутили чувства поддержки и заботы, что на них обратили внимание. Надеются и на дальнейшее сотрудничество с нами. - Еще с какими- то категориями семей работаете? - В нашей деятельности есть еще одно направление- работа с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, работа со случаем. Как правило, это семьи, где ущемляются права ребенка, пренебрегают его нуждами. Таким семьям, для предотвращения изъятия детей, мы оказываем различные виды услуг: образовательные, медицинские, психологические, трудоустройство и т. д. Для оказания этих услуг мы сотрудничаем с органами опеки, управлением образования, детскими садами, поликлиникой и другими учреждениями Кирсанова. В рамках работы по профилактике социального сиротства мы готовимся к работе по профилактике ранних отказов от новорожденных. Обучение наши специалисты начали еще в августе. Итак, хочется еще раз задаться, пожалуй, риторическим вопросом: нужна ли в действительности помощь в адаптации, внимание детям, оказываемые со стороны общественности? И эффективны ли они? Безусловно, нужны. Безусловно, эффективны. Еще в своем послании Президент РФ Д. Медведев особо заострил на этом внимание. Подчеркнув, что общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу. Е. Гридчина.
|